Римская курия
В-третьих, несмотря на формальное приветствие Ватиканом распада Австро-Венгрии как освобождения славянских народов от векового порабощения, римская курия поддерживала план объединения католических придунайских республик в противовес Сербии. Проект создания конфедерации придунайских стран был обнародован римской курией еще до окончания войны, впоследствии на его основе появились идеи выделения самостоятельных республик Хорватии и Словении. В ноябре 1918 г. государственный секретарь Ватикана кардинал Гаспари утверждал, что «в интересах цивилизации наилучшим решением является некий вид унии между народами Средней Европы». В апреле 1919 г. он заявил, что «хорватам и словенцам в новом государстве необходимо обеспечить автономию республиканского типа». В 20-х гг. подготовить почву для предстоящих изменений в Югославии святой престол планировал при помощи мощных католических партий и движений.
Гаспари в своих мемуарах так выразил свое отношение к результатам Парижской конференции: «несмотря на сараевское злодеяние, которое привело к мировой войне, Сербия на конференции в Париже получила привилегированное положение и была преобразована в Югославию»; «если до начала войны Сербия насчитывала четырехмиллионное население, то после подписания мира в Югославии стало двенадцать миллионов», «Сербия была увеличена обычной и простой аннексией других народов, которые не желали и слышать о том, что окажутся под сербской властью — хорватов, черногорцев и словенцев», «Югославия представляет собой смесь народов, которые не выказали особой любви к сербскому правительству».
Таким образом, если озабоченность римской курии судьбой хорватов и словенцев понятны и оправданы с точки зрения религиозных мотивов, то ее восприятие присоединения Черногории к Сербии как «принудительного» можно приписать исключительно политическим причинам: стремлению разжечь внутренний раздор и подстрекнуть к действию сепаратистски настроенные круги. Кроме того, Сербия не только являлась препятствием на пути осуществления Ватиканом планов относительно восточноевропейских территорий, но и представляла собой противовес Италии, поддержку которой святой престол оказывал в течение всей мировой войны.