Действия болгарских правительств
Конвульсивными оставались действия болгарских правительств и в 1930-е гг., когда менялась международная обстановка и как будто возникали возможности для будущей ревизии Нейиского договора — и главным образом — дипломатическими методами. Одним из примеров подготовки почвы для этого болгарский историк Кр. Манчев считает запрещение в 1934 г. в Болгарии деятельности скомпрометировавшей себя терроризмом и внутренними распрями ВМРО и других национал-револю — ционных организаций, объединявших иммигрантов из «порабощенных соседними государствами областей», и преобразование этих «боевых» организаций в исключительно культурно-просветительские. А в январе 1937 г. был заключен болгаро-югославский пакт «о вечной дружбе». Он носил весьма декларативный характер и явился успехом, прежде всего, маневра дипломатии нацистской Германии, расчищавшей себе путь на Балканы.
Последовавшие затем события вновь привязали Болгарию к Германии. В 1941 г., следуя за германскими армиями, разгромившими Югославию и Грецию, болгарские войска вступили в Македонию. Однако за прошедшие два десятилетия многое изменилось: лишь часть населения македонских земель встречала болгар как освободителей, другая часть, наоборот, считала их оккупантами. Поддерживая «новый порядок» на Балканах, Болгария на время вернула себе, кроме того, отторгнутые у нее в 1919 г. западные окраины и Эгейскую Фракию. «Но беда в том, — пишет К. Манчев, — что национальное объединение было для Болгарии не единственным мотивом, она стремилась к гегемонии на Балканах и в ходе войны болгарская армия оккупировала и чисто сербские и греческие земли».
В переписи специально выделялась графа «мусульмане». Последних насчитывалось около 700 тыс., т. е. 14,4% от всего населения. Основная часть мусульман назвала родным языком турецкий. Остальными в группе «мусульмане» являлись татары, частично цыгане, а также так называемые помаки, т. е. принявшие ислам болгары по происхождению и языку. Помаков в количественном отношении оказалось более 100 тысяч. Перепись зафиксировала и другого рода «перевертышей»: 3788 человек, исповедующих православие, родным языком назвали турецкий.