Модернизация образовательной системы
В результате поток переселенцев из Болгарии в Турцию не прекращался. Уезжала, естественно, наиболее активная и производительная часть турецкого населения. Остававшиеся и сами не очень беспокоились о повышении хотя бы образовательного уровня сонародников, так что частные турецкие школы, в отличие от частных школ других меньшинств, влачили чаще всего жалкое существование. Модернизации образовательной системы по тому типу, как это происходило в Турции, особенно при Ататюрке, здесь не было: неизменными оставались учебники и программы, по-прежнему использовалась арабица вместо латиницы. Уровень обучения был низок, учителей не хватало. Большинство детей оканчивало 1-2 класса, и только единицам удавалось закончить прогимназию.
Общественное мнение Болгарии не проявляло, в свою очередь, озабоченности сложившимся положением, глубиной разрыва внутри населения, где даже помаки не служили соединительным звеном; скорее наоборот, омусульманивание части населения сопровождалось неприятием их православными болгарами — братьями по крови. Лишь немногие болгарские интеллектуалы пытались привлечь внимание к проблеме помаков.
Между тем уже с конца 1920-х гг. болгарские власти стали сужать образовательные возможности для мусульман. В 1928 г. были приняты Правила распределения и сбора сумм с иноверского и инородного населения для содержания их частных школ. Согласно этому нововведению, в случае, когда доходов соответствующей общины от духовного и школьного имущества оказывалось недостаточно для содержания частной школы, образовавшийся дефицит должен был покрываться за счет членов данной общины иноверцев или инородцев пропорционально уплачиваемому каждым из них прямому налогу. Как и последний, школьный взнос становился обязательным вплоть до принудительного взыскания. Таким образом, для частных школ меньшинствен — ных групп даже начальное образование в ряде случаев теряло бесплатный характер, что больнее всего сказывалось все на том же мусульманском населении.