Характер харьковского украинского центра
Председатель Всеукраинского ЦИК Е. Г. Медведев, следующим получивший слово, напротив, обосновывал федеративной связью с Российской республикой согласованные действия харьковцев с советской делегацией. Вместе с тем, очевидно, чтобы подчеркнуть национальный характер харьковского украинского центра, он выступил с дерзким требованием, которое оказалось не под силу провести упорным киевлянам, заявив, что Народный секретариат стремится к объединению всех украинских земель, в том числе находящихся в составе Австро-Венгрии, путем свободного голосования их населения.
Вслед за Медведевым Троцкий в своей речи подчеркнул, что не в интересах Четверного союза становиться третейским судьей во внутренних отношениях в России или на Украине, где революционные процессы и государственное становление Украины не завершились. Из-за этого он предлагал и предлагает, а киевляне ранее не возражали, согласовывать свои позиции. С присоединением харьковских делегатов такой образ действий, по его словам, был бы самым естественным и справедливым. Потому никакие соглашения киевского правительства не смогут обрести силу без признания их всей делегацией.
В довершение мер по форсированию украинского вопроса немецкое командование в Бресте на время лишило советскую делегацию связи с Петроградом, так что сообщения о последнем пленарном заседании не были получены в столице вовремя, а в Брест не поступала информация о положении в Киеве.
Со своими киевскими клиентами австро-германские дипломаты тоже не церемонились. После пленарного заседания они вручили Севрюку готовый проект мирного договора из трех условий — констатации факта окончания войны, установления дипломатических и консульских отношений и обязательства правительства УНР доставить центральным державам 1 миллион тонн хлеба и другое продовольствие — с требованием подписать договор на следующий день пополудни. При этом оказалось, что связь с Киевом тоже отсутствовала. Горячая голова Любинский сначала предложил заявить протест и пригрозить отъездом из Бреста. Но по зрелом размышлении все засели за подготовку своего проекта на основании предыдущих совместных с немцами и австрийцами обсуждений. В 7 часов утра 20 января готовый проект был представлен Чернину, который согласился его рассмотреть.