Хорватское духовенство
Более половины хорватского духовенства о. Крка была арестована и отправлена в Италию, многие священники и сами бежали от итальянцев «куда глаза глядят» из опасений, что их оправят в Сардинию. Лидеры хорватского католического движения также стали жертвами итальянских властей: епископ А. Мах — нич, дубровницкий епископ Й. Марчелич, шибеникский епископ Л. Папа — фава, сплитский епископ Ю. Царич и другие подверглись политическому преследованию оккупационных властей и были изгнаны из своих диоцезов. От оставшихся представителей хорватского клира итальянские власти требовали сотрудничества в усилиях по лишению хорватского народа национальной самобытности.
Репрессивная политика итальянских властей и ее поддержка Ватиканом вызвала непонимание и сопротивление всех хорватских политических групп, после завершения войны ожидающих реализации своих национальных идеалов. Так, даже клерикальные политики А. Акшамович и Я. Шимрак вынуждены были согласиться с идеей создания югославянского государства. Однако при определении его административно-правового устройства Шимрак высказался за установление федеративных отношений, хотя и видел в них возможность возникновения серьезных разногласий при обозначении межнациональных границ. Акшамович предполагал, что Хорватия в союзе с «братьями сербами и словенцами» вступит в югославянское государство как независимая и суверенная его часть. Хорватское государство, по его мнению, должно иметь свое правительство, армию, финансы и все остальные атрибуты самостоятельности. Особенно важным моментом при создании общего государства для Акшамовича и Шимрака являлось то, чтобы Хорватия, Славония и Далмация, как части побежденной Австро-Венгрии, избежали территориальных потерь в пользу держав-победительниц и не попали в нежелательные статьи мирного договора.