Настроение крестьян
Иначе было в деревне. 5 августа Дзержинский телеграфировал Ленину, что настроение «за Наревом враждебное, угоняют скот, лошадей, снимают повозок колеса». В донесении начпоарма и начреварма Мильха от 4 августа сообщалось: «При продвижении Красной Армии население встречает ее почти несочувственно, временами враждебно, неправильно указывает дороги, перерывает провода, были случаи стрельбы по отходящим». В районе Млавы и Волковыска «настроение крестьян нейтральное». По свидетельству Кона, «крестьянин к наступлению проявил пассивное отношение, а в Белостокском районе скорее сочувственное. Но армия была обречена на самоснабжение и восстановила против себя население». Иногда крестьяне бесплатно предоставляли продовольствие красноармейцам.
В докладной записке Польревкома говорилось: «Рабочие батраки Везде откликнулись на наш приказ». В Белостоке конференция батраков «решительно высказалась за систему “советских имений”. Батраки жаловались, что войска не оставляли в имениях “даже того”, что полагалось им на их пропитание. Несмотря на то, батраки всюду оказывались на нашей стороне». Полуян позднее отмечал: «Сельский батрак когда и при каких условиях оказывал нам поддержку?… где батрак помог бы хлебом красноармейцам. О таких случаях мы не помним, я, по крайней мере, не наблюдал».
Вступление красных войск на территорию Польши и советизация ее вызвали серьезное беспокойство у западных держав. В меморандуме премьер-министра Великобритании Д. Ллойд-Джорджа от 6 августа предлагалось, чтобы «начиная с полуночи с 9 на 10 августа, было объявлено перемирие и чтобы в это время были отданы приказы советской армии на польском фронте и польским армиям остановиться на линии, на которой они в это время будут находиться, и прекратить боевые действия». 7 августа польское правительство сообщило, что оно «готово принять предложение Советов направить делегатов в Минск для ведения одновременно переговорово предварительных условиях мира и о перемирии». В заявлении НКИД от 8 августа говорилось: «наступление советских войск является чисто военной операцией». 9 августа Каменев сообщил правительству Англии советские условия мира с Польшей. При этом он по согласовании с «английскими друзьями» изменил условие о рабочей милиции.